• Регистрация
Главная  /  Литератор  /  Публицистика  /  «Вечное возвращение». О художнике Евгении Позерте
PDF
Печать
E-mail
«Вечное возвращение». О художнике Евгении Позерте

Александр Мартьянов

«Вечное возвращение»
о художнике Евгении Позерте

     В глазовском краеведческом музее когда-то работал художником-оформителем Позерт Евгений Львович. Его картины, написанные в уникальной живописной точечной манере, были развешаны по стенам галереи, ведущей в выставочные залы, и в салоне-магазине музея. Они привлекали внимание посетителей сразу же – при входе в музей. Привлекали также и меня – особенно пейзажные миниатюры с их точностью сюжета и выразительной игрой красок в общей композиции. Но если пройти еще дальше, в «Звёздный зал» музея, где выставлены современные фотоснимки космических объектов, то можно было увидеть удивительную вещь: в центре зала солнечным светом и теплом вас освещала картина. Огромное, яркое полотно картины словно обжигало. Эта работа называлась «Свет». Написана она тоже художником Евгением Позертом. И вот такое необычное явление, что центральным объектом музейного выставочного зала космоса являлась эта картина, и подтолкнуло меня к тому, чтобы рассказать о художнике.

     В 1992 году в городе Глазове, в Доме культуры «Октябрь», был открыт первый художественный салон. Руководителем салона стал художник Евгений Позерт. 
Интересно проследить художественную эволюцию салона.

     Картины в салоне покупали редко. Дело-то необычное для горожан образца 1992 года – художественный салон. Да еще с живописными полотнами местных художников. А хорошие картины, известно, несут в себе определённую энергетику и силу. Потому посетители подолгу и весьма настороженно выбирали первые картины для дома. Может быть, они (а это были в основном женщины) как-то доверялись своей интуиции, чувствовали «свою» картину и что-то покупали. И вот первое для меня открытие времён той самой «шоковой терапии», которое я услышал из уст руководителя салона Евгения Позерта. Он заявил, что мексиканские сериалы «помогают» нашему салону получать новых клиентов! По-видимому, зрительницы, смотревшие сериалы и явно сочувствующие страданиям бедных мексиканских, видели их интерьеры, украшенные различными картинами, и подсознательно «тянулись» к прекрасному. Трудно поверить в такое, но продажи картин в салоне стали расти…

     Тогда же и в нашем доме появились первые работы Позерта. Классический пример «Портрета» в повести Гоголя или примеры телепередачи «О лечении неврозов в Англии» с помощью «художественного кофеина» живописи убеждали меня мало в чудесах такого искусства, но вот реальное влияние «живых» картин Позерта на своих домашних я увидел. Ибо вдруг стал замечать, что у всех моих домочадцев будто что-то меняется в поведении, когда в квартире появляется новая картина. Начинают её примерять на себя, тащить в свой уголок. У каждого в семье появились свои любимые работы Позерта. Наблюдались долгие стояния тела перед картиной. Супруга забрала «Луну». Младший – любуется на «Закат». Старший делает вид, что равнодушен к картине «Осень». Но я сам люблю это работу. Золото листвы и чистая синева осеннего неба переданы на картине такими царственными и торжественными красками! Так величава и горда его «Осень». Столько лет я восторгаюсь этой картиной! И совершенно иное, почти волшебное чувство испытываю я, когда смотрю на простенький этюд Евгения «Весъякар». Пронизанная солнечным светом берёза на переднем плане – словно воздушное нежно-зелёное облако, укрывшее тайну темнеющего вдали леса, –  почти чёрного, –  хранящего святыни городища. Жаркий полдень, лето, солнечный свет и тень. Простота композиции и – только один цвет: от белёсо-зелёного до черно-зелёного. Но как много в этом чувства! Какая-то колдовская привлекательность. 

      Вырос Женя в городских «хрущёбах» Глазова. Учился в стандартной школе. Окончил ижевский механический. Но путь советского инженера Евгения Позерта не был, вероятно, спланирован Создателем совместно с Госпланом СССР. Потому поиски «своего счастья» Евгений определил сам в художественном направлении. И слава Богу!

     Любая личность может реализоваться полностью только в созданной ей самой системе. В этой системе личность наиболее свободно и целесообразно функционирует. И сама созданная им система функционирует благодаря этой личности и её энергии. Чем больше личность, тем большую систему она может создать. (А может и разрушить – сообразно своей миссии).

     В искусстве есть гении, создающие собственные системы ценностей или открывающие законы красоты и утверждающие их в жизни. Или иные гении – разрушающие общепринятые взгляды, но не всегда успевающие сложить и донести людям его вновь созданные ценности. В планетарном масштабе таланты можно, наверное, сравнить со звёздами – маленькими, большими, карликами, яркими, угасающими… Есть далёкие звёзды, есть ещё не открытые нами. Придёт время, и кто-то откроет эти звёзды и назовёт их по имени. Свет каждой звезды на небосводе создаёт общую картину Вселенной, на которую мы смотрим с замиранием сердца, ощущая загадочный отблеск мироздания. Когда-то так я открыл для себя планету или звезду Позерта. Это было двадцать лет тому…

     В маленьком выставочном зале на крашеных жёлтой охрой несвежих стенах были развешаны ярко-зелёных тонов картины в стиле кубизма. Меня «зацепили» тогда дачные пейзажи окрестностей Солдыря, выполненные, как мне показалось, в неком направлении конструктивизма. Словно художник пытался вписать в гармонию чепецкого побережья технологические конструкции построек.

     Всякая планета имеет свою атмосферу, свою орбиту и свою скорость вращения вокруг Солнца. И художественная система таланта, вероятно, подчиняется этим же законам Вселенной. Художник вращается в кажущемся хаосе жизни общества, подчиняясь внутреннему чувству гармонии мира в себе. Так он осознает мир. Красота подчиняется законам целесообразности. Законам Красоты подчиняется художник, рисуя на своих полотнах гармонию мира, которую он ощущает в данный момент. Но мир меняется: солнце скрывается за тучами, ветер срывает листву с деревьев, - и чувства художника меняются от переменчивости Красоты. Он останавливает мгновение, пытаясь выразить свою любовь или чувство любви к прекрасному, - но вновь страдает, что не смог, не так, не то…  Таланту мало остановить мгновение. Словно учёный, он совершает открытия законов гармонии. Он создаёт свою систему средств передачи этих законов через чувство на полотно. Так устроена его система создания и передачи ценностей. Он сам, наверное, как творец, тоже подчинён законам изменения и движения созданной им самим системы.

     Когда-то в 1880 году в Петербурге на выставку одной-единственной картины невозможно было протиснуться. Плотной стеной стояли перед картиной зрители. Недоумевали, называли художника колдуном, заглядывали за холст, пытаясь понять, что там светит… Это была «Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи. Так художник видел и чувствовал свет! И передал чувства на полотне.

     Таланту Позерта свойственно невероятное чувство космоса, его пространства, его материи, света. Он живёт и мыслит в космосе. С изменением космических скоростей и выходом человека в космос, мир наполняется планетарным мышлением. И наше сознание меняется. Соответственно, и художник осознаёт и чувствует космическое влияние на своё творчество. Видно, как Евгений расширяет и сообразует свою систему ценностей с космическим пространством и законом движения его планеты вокруг Солнца и Луны. Цвет его картин наполняется скорее не тонами и полутонами красок, а – пролитым на землю светом наших небесных светил. В картинах Позерта всё живёт в этом свете: полдень, закат, ночь. Желание пролить этот таинственный свет на землю – завораживает меня в его работах! Все остальное, как мне видится, – только лишь варьируется от того, насколько планета Позерта приближена или удалена в данный момент от солнца и луны. А его картина «Свет» – даёт почти физическое ощущение близости к солнцу, к его мощной энергии вечного источника жизни.

     В Концепции развития глазовского краеведческого музея до 2012 года звёздное небо города определяется как музейный объект «Окно во Вселенную», открывающее ведическое понимание мира. В средствах экспозиции была представлена еще одна картина Евгения Позерта «Пульсар», показывающая научные открытия физических процессов в космосе художественными средствами. Картина подобна китайской монаде в яркой вспышке красок. Как озарение. Это художественное полотно, показывающее средствами живописи физические процессы, происходящие в космосе. Невероятно, но в Государственном Астрономическом институте имени П.К.Штернберга, ведущем институте страны, учёные, рассматривая снимки экспозиции выставки, сразу обратили внимание на фотографию картины «Пульсар»:

     - Что это?!

     Нам, понятно, некогда смотреть на звёзды и открывать планеты. Мы – то воюем, то строим «хрущёбы», то кладём ежегодный «свежий» асфальт взамен прошлогоднего. Но – когда-то же надо! Пора снять фуражку и посмотреть на небо без военного козырька. Наши главные ресурсы – это человеческий талант. Если мы не подчинимся законам Красоты, то будем обречены ежегодно «перекладывать» свой асфальт. У нас нет средств на главное – на культуру. А если нет средств на культуру, то и самой культуры не будет. А не будет культуры, то и асфальт будет некультурный и речь – соответствующая…

     Так я думал, когда смотрел на картину «Пульсар», второе название которой – «Вечное возвращение». И захотелось мне поверить, что поскольку вечность есть, то и возвращение будет…

     1992 – 2012 гг.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход



Регистрация


*
*
*
*
*

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.