• Регистрация
Главная  /  Литератор  /  Публицистика  /  Каркалайские воины
PDF
Печать
E-mail
(2 голоса, среднее 1.50 из 5)
Каркалайские воины

Каркалайские воины
(размышления о «ментах»)

     В жизни обывателей Закон о полиции не был предметом всеобщего и страстного обсуждения как, например, засуха или подъем цен. Народ, пожалуй, сразу определил, что разницы от этого не будет. По пословице: «Хоть горшком назови, только в печь не ставь!». В наших беседах с друзьями иной раз идет активное обсуждение общественной жизни. Но Проект закона о полиции был упомянут нами вскольз – не более. Его просто не читали. И я не стал бы читать Проект, если бы не мой разговор с новым знакомым из убойного отдела и не его профессиональный взгляд на предлагаемые изменения в милиции.

     Мы познакомились в больничной палате. В хирургическом отделении. Сестра привела новенького и показала ему место. Он присел на край своей свеженькой кровати, сообразил, что в брюках, - встал, чуть смутился. В четырехместной палате мы оказались вдвоем. Остальных выписали на выходные.

     - Александр! – я протянул ему руку.

     - Владимир! – Он пожал в ответ: рука мягкая, но крепкая, по-крестьянски разлапистая. Говор не городской, а как в нашей кировской стороне. Напомнил мне речь двоюродного брата.

     - Вятский? – я обычно сразу спрашиваю людей, откуда родом и где работает. В ответе, как в анкете, видишь корни человека, а в глазах и в словах ответа – его личность.

     - Местный, – в ответе Володи было спокойное удивление, что его спрашивает об этом сосед по больничной койке. Я находился здесь уже два дня, потому по праву старожила знакомил его с реальностями больничного быта. После обсуждения своих диагнозов заговорили о роде занятий.

     - Работаю в милиции, в уголовном розыске, – сказал он и чуть отвел взгляд, словно подумал, надо ли было говорить об этом. Но в больнице, как в дороге, - разговор чаще как на духу. Я сказал Владимиру о своем статусе. Он – о своем.

     Передо мной на больничной койке сидел начальник убойного отдела. Он оказался младше меня на 17 лет. Чуть грустные серые глаза. Темно-русые волосы. Спортивная стрижка. Мягкая улыбка на чистом и моложавом лице. Крепко скроен и ладно сшит, как говорят. Наверное, хороший воин, подумал я. И когда Володя сказал, что три раза был на заданиях в республиках Кавказа, я был доволен, что не ошибся. Судьба трижды сводила меня в больничных палатах с воинами. И дважды с нареченными – Владимир. Космическое имя – «владеющий миром», или – «В ладу с миром». Как вам угодно. Мне ближе – Владомир. Граждански - Владимир Исупов.

   Наверное, не было бы этого рассказа о семье Владимира Исупова и о его работе, если бы не обстоятельство давних лет, которое выяснилось в нашей беседе и сразу сблизило нас. В 1943 году дед Владимира, Исупов Михаил Митрофанович, и мой дед, Мартьянов Дмитрий Алексеевич, погибли в боях на Курской дуге. И жизнь свела их внуков в городской больнице. Судьба знает, что делает…

   В роду Исуповых первым профессиональным военным стал брат отца Володи – Исупов Владимир Михайлович, 1942 года рождения. Он закончил в 1964 году Пермское высшее авиационно-инженерное училище. Подполковник авиации в отставке. Проживает сегодня на Украине в г.Белая церковь.

   - В Каркалае всегда был праздник, - вспоминал Владимир, - когда приезжал в гости дядя. В красивой форме авиации, при наградах и подарках для всей родни и для нас, трех плямешей, особенно. Тогда в наших руках появлялись сокровища из военных знаков, разных нашивок. Это было такое детское счастье! Когда на моей ушанке сияла кокарда!

   Может быть, эти впечатления и сыграли роль в жизни трех сыновей Исупова Александра Михайловича - Ивана, Олега и Владимира, - что все три сына отслужили в армии и поступили на службу в милицию.

   Исупов Иван Александрович – старший сын. Родился в хуторе Коробовский Красногорского района в 1959 год. Служил в пограничных войсках. Начал службу милиционером в 1979 году в Красногорском РОВД. Был участковым инспектором, заместителем начальника РОВД по оперативной работе. Закончил заочно Пермское отделение высшей школы МВД СССР в 1986 году, академию МВД в 1989 году. Начальник Красногорского отдела внутренних дел в 1992-2004 г.г. Подполковник милиции. В отставке.

   Исупов Олег Александрович – средний сын. Родился в деревне Каркалай Красногорского района в 1966 году. Служил в составе советских войск в Германии. Поступил в Елабужскую специальную школу милиции в 1987 году. Был приказом переведен по программе обмена кадрами в школу милиции г.Душанбе в 1987 году, где не смог продолжать учебу. Начал службу милиционером в звании младшего сержанта в 1987 году Красногорского РОВД. Был участковым. Уволился из рядов МВД в 1989 году.

   Исупов Владимир Александрович - младший сын. Родился в деревне Каркалай Красногорского района в 1972 году. Проходил службу в Туркменистане в 1990-1992 гг. в войсках ВВС противовоздушной обороны в горах. После службы в армии поступил в 1992 году на очное отделение в Елабужскую специальную среднюю школу милиции МВД России. После окончания школы милиции в 1994 году начал службу в уголовном розыске г.Глазова, где и служит по настоящее время. Заместитель начальника отдела уголовного розыска УВД по г.Глазову и глазовскому району. Подполковник милиции.

   Удивительно! Вот откуда это в крестьянской семье – от далеких летописных предков? Мне было  интересно узнать родословную семьи Исуповых…

    Предки Исупова вышли из хутора Коробовского Красногорского района, где большинство жителей носили эту фамилию. После 1960 года, в период укрупнения колхозов, семья Исупова Александр Михайловича переехала в деревню Каркалай. Деревня считалась крупной, - когда-то в Каркалае было до 170 дворов. Пожар 1961 года обрёк Каркалай на выживание и выезд большинства семей в иные земли. Семья Исуповых осталась жить в Каркалае, и к 1972 году в их семье было уже четверо детей: три сына - Иван, Олег, Вла-димир, - и дочь Людмила.

   Справка. Каркалай – деревня на пограничье Удмуртии и Вятской губернии. Сюда вела дорога от с.Святогорья (Красногорье) на Большой Селег и дальше – к Вятке через с.Уни. До 1929 г. деревня входила в состав Вятской губернии Глазовского уезда Святогорской волости. Глазовский уезд принадлежал к числу мест, наиболее плотно заселенных старообрядцами. Первые старообрядческие церкви в Глазовском уезде были построены в д. Каркалай и д.Тарасенки. Уездно-волостное территориальное деление существовало до 1929 года. По-становлением Президиума ВЦИК от 15 июля 1929 года оно было упразднено.

   ИСУПОВЫ. Предки их вышли на Русь из Золотой Орды ещё во времена Дмитрия Дон-ского мурзой родственников Арсеньевых и Ждановых. Но могли быть и более поздние выходы с такими же прозвищами. Так, под 1568 годом упомянут казанец Исупка, толмач жалован-ный, а ещё раньше, под 1530 годом, Николай Александрович Исуп — Самарин, под 1556 годом в Кашире Осип Иванович Исупов. Фамилия Исуповых от тюркизированного прозвища Исуп - Юсуп…

   Мы продолжали наш разговор уже о самом Владимире. Поговорили о службе в Туркменистане, о сегодняшних буднях милиции… И я прямо спросил его:

   - Володя, а никогда не ломало тебя, что неправильно выбрал путь? Не было желания уйти, все бросить?..

   - Нет, не ломало! – он произнес это просто и без сомнения.

   - А что такое служба для тебя?

   Он задумался. Пауза. Мы сидим за столом. Я записываю. Владимир сделал такой характерный для него жест: взмах обеими руками над столом - ребром.

   - Служба, знаешь, - своеобразный уклад жизни. Настолько затягивает, что все остальное – семья, дети – отводится на второй план. Даже когда отдыхаешь, в голове все равно крутятся мысли о службе: сроки, дела, преступники, которых нужно разыскивать, свидетели, которых нужно допросить и – так далее…

   Смотрел на Владимира и думал, что в жизни я бы не увидел в нем «мента». Воин – да! Рослый. Спортивная фигура. Мягкие движения, чуть сутулится, когда передвигается по комнате, - как бы стесняясь замкнутым пространством. Словно ему не хватает комнаты для вольных движений. Спрашиваю:

   - Ты женат? Семья есть?

   - Женат. - Чуть улыбнулся глазами. – Жена тоже из крестьян. Родилась в деревне Кисели Красногорского района. Квартира есть своя… В семье для меня тоже важно, чтобы были порядок, чистота. Каждой вещи – свое место, для каждой группы вещей – свой ящик. Как в родительском доме было.

   - А дети есть?

   - Дочь.

   - А что-то есть в дочери от твоей родни?

   - Думаю, да. Порядочность. Доброта. Любовь к родным. Культура речи, культура поведения. – Володя произносит слова взвешено, но как-то отстранено, словно говорит для себя и что-то в этот миг открывает для себя. Чтобы оставаться на этой волне, продолжаю говорить:

   - Мне тоже бывает приятно, когда вижу в детях черты своих родителей. И мне в жизни важны некоторые принципиальные вещи. Например, порядочность. Уважаю людей, которые в выборе между нравственностью и безнравственностью всегда принимают нравственную сторону. У Шукшина читал такие слова: «Нравственность – есть правда». Очень точное для русских людей выражение сути правды! Но как сохранить это в себе и детям передать? Для меня быть отцом – самая трудная профессия. – А ты как решаешь проблемы воспитания? Для тебя что главное в семье?

   - Главное – добропорядочность, обязательность. Ложь – сразу пресекается. За это, уверен, можно наказывать. Есть грани дозволенности. Стараемся прививать дочери любовь к труду, определяем обязанности по дому, работу на земле – в огороде. Как-то так, - очень уверенно ответил Володя и чуть улыбнулся уголками губ…

   Наш разговор больше напоминал общение двух старых приятелей, встретившихся после долгой разлуки и спокойно, открыто рассказывающих друг другу все, что произошло с ними за эти годы. Он говорит, а я - пишу. Речь Владимира нетороплива, но энергична, как сама манера поведения, - мягкая и точная. Прежде, чем сказать слово, он находит его внутренним чувством и потому оно – зримо. Исупов – хороший рассказчик. Великолепная память на даты, имена, события, названия улиц. Я был удивлён его первому воспоминанию из детства – в три года. Володе купили 3-х колесный велосипед, красного цвета. А он никак не мог раскрутить педали…

   - Я всегда чувствовал родительское внимание, - добавил он ещё. – Может, потому, что младший был. Любил те моменты, когда отец брал меня на трактор или на комбайн. Любил сам мастерить машинки.

   Я внимательно слушаю его и хорошо понимаю, поскольку сам с 6-и до 16-лет каждое лето жил и работал в деревне среди крестьянских детей. И взрослые относились к нам со всей серьезностью, как к работникам, участвующих на равных в крестьянском труде. Я вместе с другими ребятами приходил на разнарядки в контору ранним утром, получал за работу трудодни, на которые потом бабушке моей выдавали часть урожая из колхоза. Труд на земле всегда строился на нравственной основе.
«Не потопаешь – не полопаешь!»

   И сама земля для тружеников земли – и матушка, и кормилица. Кто же станет изводить кормилицу своей немилостью и бранным словом. В этой великой крестьянской философии, я вижу неисчерпаемый источник нравственности народа. И вижу в нашей жизни примеры нравственных поступков крестьянских детей, которые сегодня живут в городе, но по-прежнему строят свой быт на доброте и трудолюбии, на порядке и порядочности, на любви к семье, понимая сердцем силу любви и милосердия для жизни. Об этом я думаю, это вижу во Владимире Исупове, об этом хочется говорить с вами, дорогие читатели.

   Так мы и беседовали за жизнь. Рассказывали о своем детстве и отрочестве. Учились мы одинаково - без троек. Володя любил математику, ботанику, я - литературу. Он занимался волейболом, баскетболом. Я – гимнастикой, гандболом, футболом. Он мастерил в кружке «Умелые руки». Я – занимался в фотокружке. И, конечно, как все мальчишки, хотели быть сильными. Позже, в период отрочества, до армии, кроме занятий спортом, Володя решил «закалять настойчивость в характере и твердость духа». Я тоже вспомнил, как закалялся: пил носом холодную воду…

   - Володя, а кто был твой любимый герой в юности? У меня – сказочные богатыри. Я мог целыми днями рисовать мечи, доспехи и богатырских коней…

   - Я уважал и с удовольствием слушал воспоминания воинов-афганцев, - ответил он…

   «Господи! Какая жестокая правда! – горько подумал я. – В наши годы в моих фантазиях еще жили сказочные воины...»

   - Расскажи о Чечне!

   - Не сейчас, Александр! Это много надо говорить...

   - А как ты к Закону о полиции относишься?

   - В самом проекте нет ничего нового. Все, почти, то же самое, что в Законе о милиции, только обращено внимание на подбор и расстановку кадров – ужесточено. От этого внутри служб много недовольства. Чтобы система МВД заработала по-новому, нужно, как минимум, 10 – 15 лет. За один год не сломать ничего и не изменить. Престиж МВД от переименования не поднимется. А в каком виде выйдет новый Закон – неизвестно.

  После слов подполковника милиции я решил прочитать Проект федерального закона "О полиции". Открыл компьютер и честно принялся читать:

   Статья 1. Полиция и ее назначение

   1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.

   Насладившись великим юридическим языком, сообщающем о полиции и назначении её, я вдруг узрел парадоксальность обсуждения данного Проекта. Впервые на всенародное обсуждение представлен Закон о том, чего нет. У нас же нет полиции. А для обсуждения обществу дан Проект Закона о полиции. То есть обществу предлагается обсудить Проект того, чего нет. Но если обсуждается то, чего не было в стране, тогда логика данного утверждения Проекта, наверное, должна строиться, в первую очередь, на том, чтобы обсудить возможность учреждения полиции в России. Провести референдум на выборах. Или, опираясь на основной Закон государства – Конституцию, – изложить, что, согласно статей Конституции таких-то и для защиты тех-то, издаем Закон о полиции. Но, к сожалению, ссылок на Конституцию в Проекте закона о полиции только две формальных. А референдум не предложен.

   Тем не менее, в Интернете было несколько десятков тысяч высказываний о Проекте. Обсуждали его, как всегда на родине, – «весомо, грубо, зримо», эмоционально, с глубоким сарказмом, неверием и бранью. Но основная доля замечаний, спасибо умным людям, логична, точна и юридически грамотна…

   Приведу только два высказывания из почти 20-и тысяч:

   Адвокат: «Гражданин, лицо без гражданства, иностранный гражданин это все формальное правовое состояние личности - человека по отношению к государству. Однако, прежде всего Полиция должна защищать не формальное, а более хрупкое состояние личности - человека. Его права и свободы в том числе, в отдельных случаях, и от противоправности со стороны государства, его чиновников. Обращаясь в будущем в полицию, если придется, мне лично хотелось бы, чтобы там, прежде всего, видели человека, который нуждается в защите со стороны полиции. Полиция должна быть предназначена для защиты человека (!!!!!). Это должно быть одной из азбучных истин, с которыми поли (… ционер,…цейский,… циант) должен просыпаться, жить и ложится спать, любить и воспитывать своих детей. С защиты именно человека должен начитаться новый закон о полиции».

   Слуга: «Считаю, что у нас не будет нормальной полиции, пока не будет идеологии уважения полицейского, единения полицейских, а сейчас у нас сплошная разобщенность. Руководство МВД максимально снизило авторитет милиции, а сейчас делает реформу. Руководство не защищало своих сотрудников, а всячески их унижало и истребляло, что и привело к последствиям, которые имеем, палками задушили. Огромный чиновничий аппарат МВД уничтожит все новации, без тотальной смены руководства реформе не быть, ведь рыба гниёт с головы».

   Для себя в Проекте закона о полиции я тоже не нашел главного: ценности человеческой жизни и её приоритетов надо всем исполнительским механизмом. Со времен революции человеческая жизнь в России ничего не стоит. Умер кто - так и, слава Богу, - лишний рот. Никому не интересна сегодня в стране сама жизнь! Какие к черту Проекты, если нет веры ни в Законы, ни в их исполнение, ни в саму жизнь!

   И все же, поскольку мы ещё живы, я тоже предлагаю уточнить ст.1

   Статья 1. Определение Полиции и цели ее создания.

   Моя редакция статьи. Полиция является внутренней силовой структурой федеральной власти российского государства, создаваемая с целью конституционной защиты жизни, чести, здоровья, имущества, прав и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения правовыми методами безопасности жизни граждан в интересах личности, государства, общества.

   Мои размышления. Закон о полиции будут исполнять бывшие милиционеры, прошедшие аттестацию и переименованные в полицейских, снабженные новым Законом, как новой технологией, но не новыми нравственными ориентирами. И бывшие милиционеры не смогут сразу исполнять Закон иначе, как только по известному сценарию бывших «ментов». В стране существует правовой нигилизм народа, который выстроен десятилетиями на неверии в правду и справедливость Закона. Существует такое явление, как нигилизм юристов. Вот и представьте, какой моральный груз ложиться на плечи «новых» полицейских, которым надо исполнять Закон… Они не смогут его тащить одни: такой груз неподъёмен для милиционеров. Самому обществу необходимо меняться и помогать меняться людям в погонах. Мне по-человечески жаль их, потому что я не вижу в Законе основного руководства для исполнителей – во имя чего и кого?

   Мои сомнения. Президент страны предлагает изменения, реформы, модернизации, но не ставит важных задач по изменению нравственного уровня общества, имеющего ментальность тоталитарного режима, и даже не формулирует их. То есть в России не говорят об идеологии, которая бы определяла развитие духовно-нравственных отношений в обществе. А нравственность – это основа правды, это основа права и основа правового общества. Нравственность – это основа государственности. Значит, самому государству следует выработать идеологию или гражданскую философию для выстраивания нравственных ориентиров гражданского общества. Или хотя бы для формирования правовой культуры.

   Цитата. "В повседневной жизни Идеология влияет на всё: политику, экономику, общество, человека; и присутствует во всём: в работе судьи, разнорабочего, высокопоставленного чиновника, в выброшенном за окно мусоре, в отношении друг к другу. Все понимают, что для того чтобы бороться с пороками, проблемами, добиться успехов – необходимо изменить психологию, мораль, но почему-то забывают о том, что сделать это можно только при помощи идеологии, а если речь идёт о массовом изменении, то только с помощью общенациональной идеологии".

   Я соглашусь, что предлагаемые сегодня реформы, - не «прокатят» без идеологии. Прежде, чем говорить о правовых законах, необходимо создать и записать систему духовно-нравственных ценностей страны в основном Законе государства. Правда, и называть его конституцией уже не имеет смысла. Россия, скорее всего, поверит в некий духовный свод законов. И называть его следует иначе: например, Уклад жизнедеятельности российского государства.

   Моя уверенность. Каждый год, начиная с 2001 года, отряд милиции из Удмуртии направляется на 6-ть месяцев в предписанный район на Кавказе. Задача простая: передавать опыт ведения следственно-оперативной работы местной милиции. (Но что стоит за такой работой – мы читаем в СМИ и видим по ТВ) И трижды в рядах отряда милиции из Удмуртии, работавшего в Чечне и Ингушетии был начальник убойного отдела Владимир Александрович Исупов. Родом из Каркалая, из крестьянской семьи, где три сына крестьянина Исупова Александра Михайловича служили и служат Родине в рядах вооруженных сил и в рядах милиции. Я благодарю судьбу за встречу с таким «ментом», как воин Исупов. Я не сомневаюсь, что большинство наших сотрудников милиции достойные служащие МВД. Они воспитаны любящими матерями, любят своих детей и сами воспитывают в них любовь и милосердие к людям и к Родине. Они сердцем понимают, что защищают честь и достоинство своих жен и детей. Я верю, что Закон о полиции будет правиться самой жизнью и службой таких российских воинов, как семья Исуповых из Каркалая, потому что они выросли на этой земле, веками трудились на ней и защищали ее. На земле, где крестьянский мужик, писатель Василий Шукшин сказал великие слова: «Нравственность – есть правда».

Александр Мартьянов
08.11.2010

   P.S. Закон о полиции вступил в силу с 1 марта 2011 года

   Статья 1. Назначение полиции

   1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

   2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

   3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход



Регистрация


*
*
*
*
*

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.