• Регистрация
Главная  /  Литератор  /  Публицистика  /  Духовное поле
PDF
Печать
E-mail
(1 голос, среднее 1.00 из 5)
Духовное поле

О презентации одного литературного сборника...

Духовное поле

   15 ноября 2013 года в библиотеке им. Некрасова города Ижевска прошла презентация литературного сборника «Любимый город», созданного творческими силами ЛИТО «Прикосновение».

Часть 1

   Сборник издан на 378 страницах – такой неожиданно большой по объему и неоднозначный по содержанию, поскольку вобрал в себя работы и номинантов городского поэтического конкурса, стихи и прозу опытных и известных авторов, и работы дебютантов художественного слова.

   Сам литературный сборник вызывает уважение тем, что стал 15-м по счету в ЛИТО «Прикосновение» и тем, что составлен сборник, также как все предыдущие 14 сборников, руководителем ЛИТО Васильевым Леонидом Петровичем.

   Как сказал сам Леонид Петрович на презентации сборника «Любимый город»: «Я не знаю подобного примера в России: выхода 15-и коллективных сборников одного литературного объединения…»

   Это вот и беспримерно! Это вот и вызывает уважение и гордость за такой беспримерный духовный подвиг одного человека, которого можно назвать истинным подвижником общества, внёсшим в культуру города неоценимый духовный вклад. Сам же Леонид Петрович, как ни удивительно, инженер, кандидат технических наук, но – член Союза писателей Удмуртии.

   На презентации сборника, где выступали и его дебютанты, и его постоянные авторы, мне вдруг увиделось и почувствовалось сердцем, что передо мной есть настоящее народное творчество, духовная его сила. Где творческое начало одного человека (наполняющего его смыслом существования на земле), его сердечное движение ума, его частные страдание и переживания – вдруг становится общим явлением. И это самодеятельное движение души одного человека, заставляющего его глубоко чувствовать происходящее в жизни и искренне рассказывать о своих чувствах, в общем литературном сборнике предстаёт уже как единая духовная сила общества.

   Среди авторов сборника есть люди разных профессий: медики, педагоги, военные, рабочие, инженеры, поэты, музыканты, философы, историки, студенты, маркетологи, экономисты… Но какое же это огромное богатство интеллекта и человеческого опыта нашей жизни! Какая основа нравственных устоев государства, какая мощная творческая энергия общества, без которой нет развития самого общества!

   С особенной силой тронуло моё сердце до слёз стихотворение мамы погибшего в Афганистане воина Рылова Евгения. Её стихотворение «Незабудки» - не есть поэзия, но есть нечто большее, чем поэтическое слово: это плачь матери о погибшем сыне и рассказ о божьем знамении, даденном матери в утешение от Бога за материнскую любовь в виде незабудок, выросших вдруг на могиле сына в День её рождения.

  Как тут измеришь и оценишь глубину и силу материнского плача! Это именно плачь – древний, вековой плачь матерей на сыновних могилах…

   И когда в руках своих я держал коллективный сборник, составленный из работ пятидесяти одного автора – это вот и почувствовалось мной как общая духовная сила десятков людей. Казалось бы, что сочинения данного сборника в большинстве своём не имеют отношения к настоящей поэзии и прозе, но сочинения эти, безусловно, имеют отношение к настоящей жизни, к настоящим чувствам, а значит, имеют отношения к той категории жизни, которую мы называем нравственностью общества или духовной силой народа. А духовное поле пашут и засевают всем обществом. И всходы его – есть нравственность и культура нашего бытия. Ибо своими всходами оно одаряет весь народ по заслугам и по урожаю. И всем обществом мы удобряем почву духовного поля, пропалываем наше духовное поле от сорняков и сеем в его почву семена, чтобы вырос урожай. Молим бога, чтобы дал полю в достатке весенней влаги и вовремя послал летних дождей. Надеемся, что его всходы будут добрыми.

   Но не всегда надежды наши оправдываются. Поскольку мы часто сами ленимся отобрать хорошие семена, ленимся удобрить почву и хорошо её обработать. Нам чаще хочется выделить лишь лучшие участки поля для посадки лучших семян, чтобы получить лучший результат с наименьшей затратой сил. То есть мы хотим перехитрить себя. Вносим дух авантюрной соревновательности, отбираем только самые лучшие участки и ждём великой награды от них. А остальное – пусть всё само сделается. Пусть всё поле зарастает, но зато – глянь – лучшие-то участки как цветут!

   Уж не потому ли мы это делаем, что лучшие – это лишь как отдельный товар высшего качества, на котором получаются большие прибыли. Лучшее – это лишь для лучших людей. Которых отбирают и выращивают за полученные прибыли в лучших условиях, в лучших классах… Но выращивание плодов в тепличных условиях приводит, как правило, к потере их вкусовых качеств и генетической мутации. А управлять процессами данных потерь человек не способен.

   И духом человеческим управлять нельзя! Дух – есть божья благодать, и духовное поле засевают духовными семенами. И пожинают духовные всходы. И собирают на нём урожай общей нравственности народа.

   Потому-то, я думаю, любительские объединения, в которых, казалось бы, самодеятельное творчество бывает далеким от мастерства, в конечном итоге, составляют и даже являются теми нравственными объединениями, в которых готовят именно благодатную почву для искреннего, а значит и духовного развития человека, его творчества, а значит и духовного развития общества.

   Пусть работы самодеятельных писателей и поэтов зачастую примитивны по форме, но они чаще более искренни по содержанию, потому что правдивы, потому что идут из жизни, потому что наполнены живой болью человеческого сердца. Не беда, что они корявы: мастерство – дело наживное. Тут уж всё зависит от таланта и труда самого сочинителя: насколько достанет ему воли и разума совершенствовать своё творение.

   Нам же важнее знать, что духовное поле готовят и засевают подвижники культуры, готовят искренне, бескорыстно, желая лишь одного – сохранить духовную силу своего народа, своего потомства, своей страны! Честь и хвала подвижническому духу и духовному началу в человеке!

Часть 2

   Сказать о творчестве каждого автора сборника «Любимый город» в отдельности мне не по силам. В целом же, на мой взгляд, в сборнике большей художественностью и большею силою чувств, образностью слова, выделяется женское творчество. Поскольку женщина по природе своей наделена от Бога большей чувственностью, то и в нашем сборнике женская поэзия и проза показались мне более чувственными.

   Из 37-и авторов-поэтов 19 – наша прекрасная половина. И в стихах нашей прекрасной половины отметил я, как бы, большее количество любви и милосердия на каждую поэтическую строчку. Как славно сказала Татьяна Балалина: «…У них не хватит силы любовь обезобразить». Вот это преобладание любви над нелюбовью и есть истинное назначение созидания, то есть божественности творчества. И с этой творческой задачей «поэтессы» наши справились лучше.

   И, как точно выдохнула Галина Буранова:

С улыбкой новый день встречая,
За всё Творца благодарить:

За радости и за печали,
За это счастье – просто жить!

   Этой вот «простоты счастья» среди мужской поэзии почти нет. Мужики наши всё больше видят мир в чёрных красках. Всё тоскуют по прошлому и горюют о соцреалистической России… Полноте, братцы! Прошлое надо помнить, но жить прошлым невозможно – губительно для родины, для матушки России. Довольно плакаться, пора налаживать волей и разумом православную жизнь на Руси. А то мы ленимся даже во дворах своих мусор убрать, а сами о родине «жалостные» стихи пишем: о том, как мы-де родину крепко любим. Сейчас бы лучше нам прибраться в душах своих, мужики, да на русской земле, а там уж и любовь к ней, даст Бог, появится настоящая, крепкая и у нас, и у детей наших…

   Потому, видать, о мужских стихах сборника сердце моё не захотело говорить со мной.

   А вот из поэтических образов прекрасной половины очень порадовали сердце строчки Таисии Фроловой. Их отличают юная мечтательность, но и чистота слов, и зрелость строки: «Красивым быть – не значит, им родиться». (Повторившей почти дословно строку Омара Хайяма «Красивой быть, не значит ей родиться», но что не умаляет её чувственного порыва и всего стихотворения)

   Каждому человеку при рождении Бог даёт талант. Талант мы видим у всякого ребёнка: видим, как он тянется к творчеству, как он тянется ко всему чистому и прекрасному, как много рисует, поёт, танцует, пишет музыку и стихи. Всем-всем людям на равных дал Создатель для жизни семь чувств, дал ум и сердце, дал дух животворящий, вдохновляющий к созиданию. Лишь дал нам разные условия развития (предлагаемые обстоятельства) – вероятно, исходя из поставленных всякому жизненных задач. Но набор талантов, слава Богу, всё же дал нам в равной мере. Только, по совести сказать, почему-то предлагаемые обстоятельства личной нашей жизни чаще кажутся нам несправедливо данными Создателем, что «тёмные силы нас злобно гнетут» больше других, что против нас самая жизнь настроилась.

   И вот мы начинаем, как бы, сопротивляться своей личной жизни, ругать её. Жить с ней не в ладу. Нам хочется силой одолеть свою судьбу – наперекор, вопреки жизни и таланта. Но наш талант – это, в первую очередь, любовь к жизни и лад с ней. Мы же все знаем, мы помним, как многое в детстве получалось у нас, когда мы тянулись к правде и свету, когда мы играли в доблестных рыцарей. Как радовались, когда рисовали в своих мечтах свой дом, свою семью, когда пели песенки в садиках на утренниках. И мечтали поскорее вырасти, чтобы стать взрослыми, чтобы скорее исполнились наши детские желания…

   И вот исполнилось наше главное желание: мы стали взрослыми, мы – выросли.

   Что же, сил у нас творческих меньше стало? Нет. Больше стало. И даже больше возможностей стало. Мы не желаем жить обывательской жизнью! Мы мечтаем, мы путешествуем, коллекционируем марки, мы работаем на благо семьи, мы даже ходим заниматься бальными танцами – словом, всегда стремимся к созиданию, к любви, к самовыражению себя…

   Но, вот беда, зачастую в зрелом-то возрасте это неуёмное стремление созидать (особенно же словесным образом) для человека становится коварной привычкой самообмана. Так как во взрослом возрасте, вместо созидания, назначенного ему природой, вместо необходимого для его природы самовыражения в любом другом виде творчества, взрослый человек вдруг неожиданно берёт в руки перо и бумагу и начинает писать стихи, рассказы. Понятно, что так человек пытается выразить свои внутренние чувства словами: по-разному – лучше, хуже других, точнее – не важно, но он пытается выразить СЛОВОМ. Ему кажется это самым простым и удобным способом самовыражения… Но: «В начале было слово…» А человек, пытаясь выступать творцом, как велит ему природа, чаще не отдаёт себе отчёта в том, правильно ли (то есть по правилам ли) он поступает со словом, и что пишет СЛОВО…

   Однако (вопреки) всё же человек взял и написал стихотворение, и показал его друзьям… «Классно!» – сказали друзья. – «Ты – гений!» Человек – на седьмом небе! И он пишет ещё и ещё. И его снова хвалят. И говорят ему, что это непременно надо кому-нибудь показать. Это талантливо! Это надо печатать, чтобы все люди это видели! И вот он (поэт) идет в ближайшее литературное объединение, чтобы осчастливить всё человечество своими виршами. Вот он вошёл в литобъединение, а тут, оказывается, есть уже такие же гении и тоже сидят в очереди и тоже ждут признания. Он слегка смущён, что гениев так много. Друзья его уверяли, что он – непревзойденный талант…

   Вероятно, что друзья ваши сами не думали, что мастерству стихосложения тоже надобно учиться, как всякому ремеслу. Друзья думали, что если Бог дал талант, - так что же ещё нужно? Разве стихам надо учиться, как учатся включать токарный станок? Разве же одного таланта мало? Разве надобен ещё и труд, и знание, и любовь к людям, и вера в себя?

   Увы, да! А поскольку именно божье слово меняет Ваше сознание и, что ещё важнее, сознание читателей Вашего слова, то цена волшебного слова ой как велика. Поэзия – это судьба. И только Ваша судьба узнает цену Вашего слова. Что слово – олово. И что льётся оно как пуля. И ранит, и убивает. А судьба – это ещё и рок…

   Потому, если можешь не писать, не пиши. Ибо цена твоего слова – жизнь.

   «Ценою собственною жизни ты мне заплатишь за любовь!»

   Бывают, конечно, среди поэтов удачливые ремесленники, но не бывает среди ремесленников народных и любимых народом поэтов. Как Есенин, Рубцов…

   Как не бывает истинной поэзии без рокового стечения обстоятельств жизни поэта.

   - Мы же не претендуем на роль великих! – Скажете вы тут же в литературном объединении.

   - А тогда зачем писать СЛОВО? – спрошу я вас.

   «Истязай себя до гения!» – сказал однажды Шукшин. Может, «поистязаем?»

   Перед всяким творческим человеком стоит три задачи: «Что? Как? Для кого?» Если ты хочешь творить по-настоящему, то тебе потребуется каждый день (как каждый день ты ходишь работать на своё предприятие) сидеть за письменным столом и работать над каждым слогом и словом до обморока, отвечая за свои слова перед Богом и перед людьми.

   А в ответ – ничего: ни денег, ни славы.

   Ибо, как писала Ахматова:                                       
                                              Б.П.

Здесь все тебе принадлежит по праву,

Стеной стоят дремучие дожди.

Отдай другим игрушку мира — славу,
Иди домой и ничего не жди.

   Если же ты хочешь стать популярным поэтом, тогда тебе надо писать стихи подобные тем, каковые пишутся для эстрады и для попсы. Популярность не имеет отношения к поэзии. Как не имеет отношения к популярности и та проза жизни, которою живёт наш народ-богоносец. Жизнь народа проста и трудна, как всякое серьёзное дело от Бога. Ибо Бог даёт всякому человеку возможность стать лучше, избрав его для жизни на земле, Даёт возможность стать совершеннее, добрее, милосерднее и чище душой. Но ценой труда. Праведного труда. Богу не нужна твоя популярность. Богу нужна твоя светлая душа и твоя светоносная сила духа.

   Решай же, человек творящий, что есть истина, кто есть ты, что есть твоя жизнь и что есть Твоё творчество.

   И пусть слова поэтессы Ники Шумахер откроют вам ваше сердце!

Прольётся дождь с небесной высоты,
Прольются слёзы в радость покаянья…

Спаси любовь, и вечен будешь ты.
Не умирай, частица мирозданья!

   А поэтам всякого литературного объединения, как частичкам мироздания, «надобно знать, что духовное поле готовят и засевают подвижники культуры, готовят искренне, бескорыстно, желая лишь одного – сохранить духовную силу своего народа, своего потомства, своей страны! Честь и хвала подвижническому духу и духовному началу в человеке!»
  
   Декабрь 2013 года

Интересная статья? Поделись ей с другими:

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход



Регистрация


*
*
*
*
*

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.